https://forum-msk.org/material/news/14205044.html
В время теракта в Буденновске ФСБ не могла быть к нему готова в силу того, что такой структуры в то время еще просто не было. Существовала ФСК, Федеральная служба контрразведки - указ о ее реорганизации в ФСБ уже был подписан Ельциным в апреле 1995 года, но летом никаких изменений еще не проводилось, вплоть до того, что во главе службы продолжал оставаться директор ФСК, бывший пожарник Степашин - он и возглавлял лично антитеррористическую операцию в Буденновске. Результаты его руководства известны, а я имел сомнительное удовольствие наблюдать это руководство изнутри.
Но проблема была шире - ФСК в тот период постоянно подвергалась реорганизациям и сознательному ослаблению, что никак не способствовало эффективной работе.
Что касается расхожей легенды о "роддоме" - диверсионным подразделением Басаева была захвачена целая центральная районная больница в Буденновске, то есть комплекс зданий со своей территорией, ими была благодаря большой форе во времени организована весьма эффективная оборона этого объекта. Штурм больницы специальными подразделениями ("Альфа" и др.) с приданными им войсковыми силами и средствами, включая авиацию, продолжался более 5 часов, что беспрецедентно для подобных операций - обычно они продолжаются считанные минуты, а потом сворачиваются, поскольку признаются неуспешными. Здесь же при неумелом руководстве операция продолжалась часы, "Альфа" понесла потери, которых у нее не было ранее за всю ее историю - в первую очередь, потому что операция вообще не имела плана, прибывшие поздно вечером подразделения на рассвете уже были брошены в бой даже без четкого плана местности и сооружений.
После провала штурма на несколько дней город Буденновск оказался под контролем плохо организованной массы разнообразных воинских формирований, что привело к росту потерь, в первую очередь среди мирного населения - в разных районах города, в том числе весьма удаленных от локализованной группы террористов, была слышна стрельба, а в городском морге появлялись новые трупы. Самым известным случаем стала гибель журналистки германского журнала "Фокус" Натальи Алякиной, которую застрелили по причине неумелого обращения с пулеметом на КПП на въезде в город. Эту гибель не удалось скрыть, в отличие от смертей местных граждан и военнослужащих, страдавших от "дружественного огня". Известен также случай случайного выстрела из пушки БМП в толпе - был частично разрушен частный дом, ранения и контузии получили военнослужащие и корреспондент журнала "Огонек".
Следует признать, что диверсанты Басаева были гораздо лучше организованы (при весьма средней подготовке и слабом вооружении), чем силы антитеррористической операции. Вы легко могли видеть выпивших участников антитеррористической операции, в то время как в подразделении Басаева за употребление алкоголя следовал расстрел, причем исламизм тут был ни при чем - радикальных исламистов там не было.
Так что авторитет "борцов с терроизмом" не так высок, как хотелось бы. В противном случае и результаты борьбы с терроризмом на протяжении уже 22 лет, если брать отсчет от Буденновска, были бы совсем другими. Пока что налицо лишь завышенная самооценка, слабая мотивированность, слабая подготовка и невысокий общий культурный уровень.
Journal information