Анатолий Баранов (anat_baranov) wrote,
Анатолий Баранов
anat_baranov

Керченскую переправу убьют как электрички

Министерство транспорта РФ передало функции управления Керченской переправой от автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" правительству Крыма, сообщил журналистам в ходе совещания в порту "Кавказ" в субботу министр транспорта РФ Максим Соколов.

"Мы завершаем работу по передаче всей документации. Все перевозки, которые связаны с пассажирским и грузосообщением, передаются государственному предприятию "Крымский порт", - отметил Соколов.

Плохая новость, однако.

Помните, как несколько лет из ведения РЖД пригородные электрички передали в ведение региональных властей? С тех пор только и слышим о закрытии маршрутов, сокращении расписаний. Откуда у регионов деньги на замену дорогущего подвижного состава и даже на адекватный его ремонт? Да и не больно-то надо - чиновники в электричках не ездят.

Вот та же самая история и с паромами в Крым.

Федеральные власти транспортную проблему Крыма провалили. Но все же под началом Минтранса "Единая транспортая дирекция" как-то функционировала и имела потенциал к развитию. Под началом местных властей, как бы те ни стрались, дело не пойдет - ресурсы не те. Сейчас остынет политический интерес, и финансовая помщь центра начнет сокращаться, а собственных ресурсов на создание паромного собщения у региона не будет никогда. скажем, 100 миллионов долларов на паром типа "Викинг" для любого региона, кроме, может, Москвы - фантастические деньги.

А после провала с проектом моста через Керченский пролив, морское сообщение остается даже не основным, а просто единственным для Крыма. Украины для Крыма больше нет, считаем, что Крым - "остров".

Но сама паромная переправа в Керченском проливе - крайне сложном и капризном для судоходства - это абсолютно неприемлемое решение для основного пути снабжения полуострова. Да, как дополнительный и сугубо местный маршрут (каким он всегда и был), для более короткой связки между Крымом и Кубанью - вполне имеющий право на существование проект. Но как основной транспортный коридор между Крымом и всей Россией - это же нонсенс!

А для адекватного морского снабжения Крыма, для мощного потока туристов в сезон и товаров круглогодично, нужно совсем иное решение. Нужна целая сеть морских маршрутов - паромных, для сухогрузов, для пассажирских перевозок - между портами на Азовском море и Черноморском побережье Кавказа и портовыми терминалами Крыма. Для чего, во-первых, нужна реконструкция имеющихся портов для приема паромов и большого потока грузов. Это морские, в том числе пассажирские порты Ростова-на-Дону, Таганрога, Ейска, Приморско-Ахтарска, Темрюка на Азовском море и порты на Черном море. Для них должна быть своя логистика. Скажем, грузопотоки из черноморских портов целесобразно принимать в Феодосии, Ялте, Севастополе, Евпатории. Но для грузов их азовских портов надо строить новый терминал на северном побережье Керченского полуострова - сам порт Керчь загружать ими нельзя, как нельзя перегружать и так ограниченно судоходный Керченский пролив, там и так не протолкнуться.

Новый же порт решит и транспортную проблему внутри полуострова. Сегодня прибывающий в Керчь поток грузов и людей вытягивается по третьестепенной, горной трассе на Феодосию-Симферополь - это еще одно дополнительное и трудноустранимое препятствие. Грузы же из порта на севере Керченского полуострова частично могут попадать на имеющуюся там железнодорожную ветку на Джанкой и дальше в любую точку Крыма, а частично могут выезжать на трассу М-4 от того же Джанколя на Симферополь - сегодня эта дорога, бывшая главной транспортной артерией Крыма и относительно неплохая по качеству, остается недогруженной из-за проблем на украинской границе.

Таким образом можно диверсифицировать транспортные потоки и резко увеличить их пропускную способность. Правда, для этого кроме портов необходимы еще и соотвествующие суда разных типов: это и грузопассажирские паромы типа тех, что на основе аренды сегодня обслуживают переправу в Керчи - но их надо больше, и их можно производит на имеющихся отечественных мощностях.

Но в составе федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" нет ни слова о морских паромах для Азовского и Чероного морей, только для Каспийского и Балтики, а также для сибирских рек. Правда, проекты CNF18A и CNF18B для Азовского моря подходят вполне. Паром проекта CNF18A предназначен для перевозки 54 вагонов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм, включая опасные грузы, грузовых автомобилей (до 50 автопоездов), пассажиров из расчета по два пассажира на один грузовой автопоезд.

Более емкие проекты типа тех, что давно освоены российскими туристами на скандинавских линиях в России не проектируются и не производятся, но что мешает их заказать? Это не бессмысленный "Мистраль" в Сен-Назере, это технологии, которые нам еще послужат и послужат. Но мы больше не увидим позорных многодневных очередей из автотуристов, стоящих по трое суток на жаре, чтобы искупаться в крымских водах. Это не зависит от того, будет мост или нет - все равно тысячи и тысячи туристов будут охотно садиться в Ростове или Таганроге на комфортабельный паром, чтобы проведя беззаботные вечер и ночь на прекрасных азовских водах, утром приехать в Крым уже довольными и отдохнувшими.

Нужно восстанавливать суда на подводных крыльях, те знакомые с детства "кометы" и "метеоры", которые возили нас по всем этим местам, а теперь давно уже исчезли. А ведь это исключительно отечественные разработки, это чудеса сугубо нашей техники. 2,5 часа и ты уже в Крыму! Или наоборот, в Ростове, откуда берешь билет хоть на поезд, хоть на автобус и попадаешь быстро в любую точку Росфедерации также легко, как и любой другой ее гражданин.

Но давайте посмотрим здраво - по силам ли все это региональным властям? Реконструкция старых и строительство нового порта? Расширение подъездных путей? Строительство паромов, судов на подводных крыльях?

Это по силам только федеральному центру - кстати, это далеко не выброшенные деньги, все это чрезвычайно рентабельно и перспективно, но требует больших вложений и довольно больших сроков. Относительно больших, в пределах 2-3 лет. Для государство - пустяки. Для региона - неподъемная ноша.

И что мы видим? Государство, федеральный центр сбрасывает эту ношу на плечи новообразованного субъекта Федерации, где не до перспективных проектов, где еще самые обыкновенные вещи надо налаживать почти с нуля.

Запланированный провал? Очень похоже...

Subscribe

  • Мелок на фоне Брежнева...

    Президент РФ Владимир Путин заявил, что необходимо эффективно использовать каждый рубль для развития экономики, пишет РИА «Новости»: «Конечно, нам…

  • Даже Дерипаску раздражает бедность нашего народа

    По итогам 2020 года Росстат отчитался в уменьшении количества бедных россиян до 12,3% или 17,8 млн человек, что Олег Дерипаска из списка Forbes…

  • Кострома мон амур

    В этом году ему исполнится сорок лет. Правоохранители задержали замглавы Департамента экономической политики и развития города Москвы Леонида…

promo anat_baranov july 10, 10:10 2
Buy for 20 tokens
У нас в топе уже третий день висит заметка про доход в 15 тысяч рублей в месяц. Пресс-секретарь президента против 15 тысяч в месяц " Некорректно делать выводы о ситуации в России на основе результатов опроса о том, что доля граждан с доходом ниже 15 тысяч рублей в месяц выросла за время…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments