Анатолий Баранов (anat_baranov) wrote,
Анатолий Баранов
anat_baranov

Гундяев обратился к Путину в защиту церковных стяжаний - ФОРУМ.мск

http://forum-msk.org/material/news/9579652.html

Патриарх Кирилл написал письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не вносить в Гражданский кодекс поправки, согласно которым церковь лишится права на получение бесплатных земель. Об этом 11 сентября пишет газета «Ведомости», которая располагает письмом. В письме настоятель Русской православной церкви подчеркнул, что законопроект затрагивает «законные интересы религиозных организаций».

История повторяется дословно, и разумеется как фарс. В XV-XVI веках борьбы нестяжателей и осифлянами, сторонниками сближения с государством и церковных "стяжаний" была очевидной трагедией: они были осуждены на церковном соборе 1531 года, их сторонники казнены или отправлены в ссылку. Вассиан Патрикеев был заточен в Волоколамский монастырь, где, по словам князя А.М.Курбского, и «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами». Все знаменитые еретики указанного периода были связаны с нестяжателями, как общностью идей, так и местом пребывания: Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой — жили и трудились в монастырях нестяжателей, а те из еретиков, кто не был казнен, были заключены в монастыри осифлян.

Нестяжательство получило единодушную оценку у светских неангажированных историков. У отечественных авторов, как у либеральных (дореволюционных), так и у советских они вызывали откровенную симпатию, их идеи представлялись как единственно истинные и христиански нормальные, тогда как осифляне представали у них не в лучшем свете, их учение считалось корыстным и христиански ошибочным. В современной литературе, как у отечественных авторов, так и зарубежных стало распространенным отрицательное отношение к иосифлянам, и, наоборот, положительно-сочувствующее к нестяжателям, они в целом повторяют риторику своих предшественников, считая осифлян ортодоксами, а нестяжателей - несостоявшимися авторами эпохи Возрождения на Руси, кстати, более раннего, чем европейское.

"Лучше бедным помогать, чем церкви украшать",- говорил идейный предводитель нестяжателей преподобный Нил Сорский.

Карамзин писал:

"В 1503 году в конце бывшего тогда собора Нил сделал предложение отобрать у монастырей все недвижимые имущества. Но его воззрению, вообще только то достояние и признавалось законным и богоугодным, которое приобреталось собственным трудом. Иноки, обрекая себя на благочестивое житье, должны были служить примером праведности для всего мира; напротив, владея имениями, они не только не отрекаются от мира, но делаются участниками всех неправд, соединенных с тогдашним вотчинным управлением. Так поставлен был вопрос о нестяжательности. Ивану III было по душе такое предложение, хотя из своекорыстных побуждений Иван Васильевич распространял вопрос о владении недвижимым имением не только на монастырские, но и архиерейские имущества. Собор, состоящий из архиереев и монахов, естественно, вооружился против этого предложения всеми силами и поставил целый ряд доказательств законности и пользы монастырской власти над имениями, доказательств, составленных главным образом Иосифом Волоцким".

"С этих пор Иосиф сделался отъявленным и непримиримым врагом Нила. К вопросу о монастырских имуществах присоединился вопрос об еретиках. Нил, сообразно своему благодушию, возмущался жестокими мерами, которые проповедовал Иосиф против еретиков, в особенности же тем, что последний требовал казни и таким еретикам, которые приносили покаяние".

Не правда ли, напоминает ситуацию с позицией осифлян-гундяевцев в деле "Пусси Райотс"?

Но еще более непримиримую позицию занял князь-инок Вассиан Патрикеев, возглавивший после смерти Нила Сорского движение нестяжателей:

"Входя в монастырь,- говорил он,- мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братии наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими людьми за долги, даваемые в лихву, или с соседями за межи сел и мест, тогда как апостол Павел укорял коринфян, людей мирских, а не иноков, за то, что они ведут между собою тяжбы, поучал их, что лучше было бы им самим сносить обиды и лишения, чем причинять обиды и лишения своим братьям. Вы говорите, что благоверные князья дали вклады в монастыри ради спасения душ своих и памяти родителей и что, давши, сами они уже не могут взять обратно данное из рук Божиих. Но какая польза может быть благочестивым князьям, принесшим Богу дар, когда вы неправедно устраиваете их приношение: часть годовых сборов с ваших имений превращаете в деньги и отдаете в рост, а часть сберегаете для того, чтобы во Имена скудости земных произведений продать по высокой цене? Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете не в силах удовлетворить вас тягостною службою, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших нагие и избитые! Хорошее воздаяние даете вы благочестивым князьям, принесшим дар Богу! Хорошо исполняете вы заповедь Христову не заботиться об утреннем дне!.."

"Отвергшись страха Божия и своего спасения, повелевают нещадно мучить и истязать не отдающих монастырские долги, только не внутри монастыря, а где-нибудь за стенами, перед воротами!.. По-ихнему, казнить христианина вне монастыря - не грех!"

"Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками".

Не правда ли, напоминает иск патриарха Кирилла к врачу-священнику Шевченко по поводу "нанопыли" в элитных аппартаментах предстоятеля.

Конечно, пока церковь не казнит еретиков, но уже готовится привлекать к уголовной ответственности за "богохульство" - при том, что т.н. "хула на бога" настолько растяжимое понятие, что бывало и будущие святые подвергались казни за это прегрешение. Да что там - Иисуса распяли, по версии Синедриона, именно за "богохульство". Только для гражданской римской администрации была предложена иная причина - якобы Иисус называл себя "царем иудейским", что уже по римским законам каралось как государственное преступление.

Насколько это растяжимая вещь, показывает тот же Карамзин в сцене церковного суда над Вассианом Патрикеевым:

"Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими.

"Ты,- говорил митрополит,- оболгал тем божественное писание и священные правила".

"Я писал себе, на воспоминание своей душе,- сказал Вассиан,- но тех не похваливаю, что села держат".

После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтоб обвинить Вассиана в явно еретических мнениях.

"У тебя,- говорил митрополит,- в правилах приведено правило Кирилла Александрийского: "Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят" и вместо "не нарицает" сказано "нарицает". Вассиан на это сказал:

"Я Госпожу Богородицу не хулю: верно, писец описался".

Как видим, между идеей нестяжания и обвинениями в еретичестве и богохульстве грань весьма малоощутимая. В светском государстве все это может только вызвать улыбку да интерес любителей исторических реконструкций. Но путинская Россия уже совсем не светское государство, и средневековые судилища уже совсем не кажутся забавными. Сегодня ты выступаешь против церковных стяжаний, а завтра ты "богохульник" и тебя удавливают в Иосифо-Волоцком монастыре Мородовской колонии.

Subscribe
promo anat_baranov july 10, 10:10 2
Buy for 20 tokens
У нас в топе уже третий день висит заметка про доход в 15 тысяч рублей в месяц. Пресс-секретарь президента против 15 тысяч в месяц " Некорректно делать выводы о ситуации в России на основе результатов опроса о том, что доля граждан с доходом ниже 15 тысяч рублей в месяц выросла за время…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments